Другой Нострадамус: ренессансный учёный, основатель метода исторического прогнозирования

Другой Нострадамус: ренессансный учёный, основатель метода исторического прогнозирования

К 450-летию со дня кончины

Говоря о Нострадамусе, мы привыкли считать его астрологом, прорицателем, чуть ли не шарлатаном, но только не учёным. Эта тенденция возникла в силу того, что современному «рациональному» человеку сложно понять иррациональный язык интеллектуала эпохи Ренессанса, полный аллегорий и метафор. Чтобы понять Нострадамуса, необходимо проделать достаточно трудоемкую работу. Мы поможем читателю в этом, и постараемся рассказать настоящую историю Нострадамуса доступным языком.
Мишель Нострадамус родился во Франции в декабре 1503 года в городке Сен-Реми-де-Прованс. В то время Прованс был центром высокой ренессансной культуры. На годы короля Франции Франциска I из ветви Ангулемов (1515—1547), отца Генриха II, пришёлся расцвет французского Возрождения.
Экспедиции в Италию познакомили Франциска с роскошью дворов итальянских меценатов. Он увлёкся культурой Возрождения, главным образом ее эстетической стороной, окружил себя учёными и поэтами. У него в Фонтенбло была прекрасная библиотека. В 1517 году Франциск основал высшую школу древних языков и хотел поставить во главе её крупнейшего в те времена ученого Эразма Роттердамского, но Эразм отказался. Франциск основал королевскую типографию, в которой работал гуманист Роберт Этьен. Он пригласил во Францию Леонардо да Винчи и Андреа дель Сарто. Рафаэль по заказу Франциска написал несколько картин. Франциск заложил основу французской национальной коллекции, которая первоначально разместилась в новом королевском дворце в Фонтенбло. В 1517 году Франциск I поселил Леонардо да Винчи близ Амбуаза. Все картины, находившиеся у художника к моменту его смерти, в 1519 году наследовал король, в их числе портрет Моны Лизы.
Наставником Нострадамуса был дед Жан де Сен-Реми, который был личным врачом, советником и астрологом Рене Доброго (1434—1480), короля Неаполя, Сицилии и Иерусалима, герцога Анжу, Лотарингии и Бара, графа Прованса и Пьемонта. Рене собрал при своём дворе в городе Экс-ан-Прованс многочисленных поэтов, художников, музыкантов. И дед, и отец Нострадамуса были образованнейшими людьми, много путешествовали по Европе вместе со своими господами2. Жан де Сен-Реми передал внуку, отличавшемуся недюжинными способностями, начальные знания по математике, латыни, греческому, ивриту, привил вкус к астрологии и астрономии. В четырнадцать лет Мишель начал обучение «семи свободным искусствам»: риторике, логике и грамматике, а затем музыке, астрологии, геометрии и арифметике в Авиньоне, одном из лучших тогда центре гуманитарных наук. С 1519 года Нострадамус изучал медицину в Монпелье. В 1525 году он получил лицензию на право заниматься врачебной практикой, прервал экзамены и отправился на борьбу с чумой на юг Франции. В это время к нему приходит успех, во многом обусловленный тем, что Нострадамус применял лекарства собственного изготовления, а также благодаря решимости ехать в самые опасные очаги эпидемии чумы. В Монпелье он посетил курсы алхимиков, затем вновь много путешествовал, после чего возвратился в Авиньон.
Ренессансная Европа была охвачена весьма противоречивыми культурными процессами, которые не могли остаться без внимания Нострадамуса-путешественника.
Невозможно понять Нострадамуса, если не представить себя человеком его времени. Абсолютно неверно подходить к нему с современных позиций, например, делать заключение, что его деятельность имела скорее коммерческий характер. Другая ошибка – считать его прорицателем, предсказавшим современные явления. Поэтому мысленно окунёмся в эпоху Нострадамуса, попытаемся представить наиболее обсуждаемые темы в интеллектуальных кругах того времени:

Достижения античности в области науки и искусства
В 1485 году, за 18 лет до рождения Нострадамуса, в Риме нашли древнеримский саркофаг с отлично сохранившимся телом прекрасной девушки. За первый день открытия на чудо пришли посмотреть по некоторым оценкам 20.000 римлян, что составляло почти половину населения города. Испугавшееся папство посчитало это дьявольским умыслом и на скорые руки захоронило тело. Однако набросок древнего памятника попал Лоренцо Медичи во Флоренции. Как известно, Нострадамус имел контакты с семьей Медичи.
Описание находки Бартоломео Фонцио:
«Чтобы объяснить всё дело по порядку: некие рабочие выкапывали фундаменты могил в поисках мрамора на Аппиевой дороге в шести милях от Рима. Они разрушили арку, столкнулись с кирпичной стеной, уходящей на десять футов вниз, и увидели мраморный ящик. Открыв его, они нашли труп, покрытый слоем ароматной корки толщиной два дюйма: всё внутри ларца было смазано той же ароматной смесью, похожей на гипс. Когда эта сладко пахнущая корка была удалена, они увидели лицо девушки. Вид его был довольно бледен и, как будто она была похоронена в тот же день. Её волосы, длинные и тёмные, и прочно сидящие на коже головы, были собраны в узел и разделены на две косы девичьим образом, все покрывала сетка для волос из шёлка, переплетённая с золотом. Потом появились маленькие уши, короткий лоб, тёмные брови, глаза сохранили яркость. Нос был ещё цел, и настолько мягкий, что если нажать пальцем, то он сохранял упругость. Губы были бледно-красные, зубы белоснежные и небольшие, язык и нёбо алыми. Щёки, подбородок, и горло такие, что можно было подумать, что они принадлежат живому человеку. Руки свисали с плеч и следовали туда, куда бы их ни перемещали. Руки были вытянуты, пальцы округлые и сужающиеся с полупрозрачными ногтями и так прочно сидящие, что их невозможно было бы вырвать. Её грудь, и живот были одинаково широкими, и, казалось белыми. Сзади, её спина и ягодицы сохранили свое положение и форму и изящный внешний вид. Красота её бёдер, голени и ступней также производила впечатление живого человека. Короче говоря, эта девушка, которая жила в ранние римские времена, похоже, принадлежала знатному роду».

Папство было в недоумении — то ли признать языческое чудо, то ли тот факт, что римляне умели многое, к чему в Средние века даже не смогли бы приблизиться. А если пойти дальше, разве сейчас мы смогли бы настолько хорошо сохранить тело человека после смерти с помощью подручных средств на протяжении 1500 лет?
В 1506 году в виноградниках Эсквилина под землёй, на месте Золотого дома Нерона, была найдена знаменитая статуя «Лаокоон и его сыновья», которая упоминалась Плинием Старшим в его знаменитом труде «Естественная история». Находка произвела неизгладимое впечатление на ведущих деятелей того времени.
В 1522 году иоаннитами были обнаружены остатки 46-метровой усыпальницы царя Мавсола в Галикарнасе, одного из семи чудес света, сооружённого женой погибшего царя. Мавзолей простоял на берегу моря почти 2000 лет, привлекая взгляды с проплывающих мимо кораблей, пока не был разрушен землетрясением в XIII веке и забыт. Гробница была разбита и разрушена неизвестными уже в следующую ночь после обнаружения иоаннитами. Эта история стала достоянием общественности. Именно благодаря гробнице Мавсола Европа знакома с разновидностью монументов, названных мавзолеями.
Рубеж XV и XVI вв. стал настоящим откровением для образованных людей того времени. Для них начали открываться картины прошлых веков, которые вовсе не оказались дикими и отсталыми. Чудеса скульптуры, архитектуры, науки и инженерной мысли античной эпохи вдохновили многих известных мыслителей и творцов того времени. Революцию в астрономии творил Николай Коперник, в химии и медицине — Парацельс, в религии — Мартин Лютер и Жан Кальвин, в изобразительном искусстве и скульптуре — Микеланджело, Боттичелли, Рафаэль Санти и Донателло, в механике — Леонардо да Винчи и Кардано, в литературе — Рабле, в философии — Эразм Роттердамский. Семья Скалигеров занимается разработкой исторической хронологии, при этом важно отметить, что Нострадамус был в контакте со многими выдающимися эрудитами свой эпохи.

Географические открытия
Незадолго до рождения Нострадамуса состоялись открытие Америки Колумбом и экспедиция Васко да Гамы в Индию в обход Африки. Когда Нострадамус был юношей, Магеллан совершил кругосветное путешествие. Открытия следовали одно за другим. Филиппины, Новая Гвинея, Япония. Всё новые и новые народы входили в поле зрения европейцев. Человеку открылась полная картина мира, стало уже очевидно, что Земля имеет форму шара. Первооткрыватели пользовались услугами астрономов и астрологов. В частности, и Колумб и Васко да Гама использовали достижения Авраама Закуто, который работал в области определения координат места нахождения. Астролого-астрономический справочник Закуто издавался 4 раза: в 1498, 1502, 1525 и 1528 гг. Данные работы находились на самой передовой науки того времени. В трудах Нострадамуса постоянно упоминаются географические данные — градусы широты и пр., что показывает его глубокую осведомлённость в области географических познаний того времени.

Тема пророков заняла одно из выдающихся мест в литературе и искусстве Ренессанса
Успешный пророк того времени — это, если выразиться современным языком, политтехнолог при правителе. В образах пророков мыслители Ренессанса отразили новое представление о природе пророчества, изобразив прорицателя как мудреца, мыслителя, философа, призванного соотносить несовершенство земного мира в сравнении с «божественным замыслом», показать роль образованного правителя в государстве, место пророка-философа в обществе. Одним из первых к ней обратился нидерландский скульптор Слютер Клаас (ок. 1340/50—1406), работавший во Франции. Наибольшую славу получила его скульптурная группа «Колодец пророков» (1395—1406) в монастыре Шанмоль. Эта монументальная композиция представлена шестью статуями библейских пророков, предсказавших смерть и воскресение Иисуса Христа: Моисея, Давида, Иеремии, Захарии, Даниила и Исаии. Пророки Слютера словно погружены в созерцание грядущих трагических событий, в размышления над вещими словами, начертанными в их книгах.
К теме пророчества обратился флорентийский скульптор Донателло (1386—1466), основоположник скульптурного реалистического портрета. Около 1415 года Донателло, Чуффаньи и Россо получили заказ украсить фасады кампанилы (колокольни) кафедрального собора во Флоренции Санта Мария дель Фьоре статуями ветхозаветных пророков. Всего было выполнено десять статуй пророков и группа Авраам и Исаак. Пророки Донателло немолоды и некрасивы. Напряжённость поз, тяжёлые одеяния подчёркивают связь пророчества и огромной силы духа человека.
Ближе всех к пониманию пророческого дара в искусстве подошёл Микеланджело (1475—1564), современник Нострадамуса, автор восьми сотен фигур Сикстинского свода. Среди них поражают драматизмом и силой человеческого духа образы пророков. Пророки Микеланджело обладали чертами, которые столь высоко ценились в эпоху Возрождения.

История жизни Иисуса и Магдалины — один из основных сюжетов в культуре Ренессанса
Современному человеку трудно поверить, что легенды о Марии Магдалине, о потомках Иисуса Христа — французском короле Хлодвиге, и английском короле Артуре, были частью мировоззрения средневековых людей. Прямым доказательством этого факта является широкое освещение истории Иисуса и Магдалины в живописи крупнейших художников Возрождения.
Не отставала от живописи и литература. В подтверждение приведём отрывок из произведения Томаса Мэлори «Смерть Артура» (1485 г.), очень популярного во время Нострадамуса, которое повествует о событиях V—VI вв.
«Да, воистину так, — отвечала королева, — ведь он с обеих сторон происходит из лучших рыцарских родов мира по самой высокой линии; ибо сэр Ланселот происходит лишь в восьмом колене от Господа нашего Иисуса Христа, и, значит, этот сэр Галахад — потомок нашего Господа Иисуса Христа в девятом колене. И потому можно считать, что они двое — первые рыцари мира».

Многие люди Средневековья верили, что ими правят потомки Иисуса Христа. Это было частью легитимности власти королей. И особенно характерно это было для Франции.
Эта тема не могла остаться и без внимания регента Ордена Сиона Мишеля Нострадамуса. Современный читатель вряд ли ознакомлен со связью пророка и его ближайшего окружения с Приоратом Сиона. Приорат Сиона вызывает особый интерес не только учёных, но и широкой общественности после публикации на русском языке книги Дэна Брауна «Код да Винчи». Однако после этого в обсуждение серьёзной научной проблемы включились публицисты и просто литераторы. Вопрос стал достоянием художественного вымысла. Вместе с тем, существует источниковая база и научная литература, позволяющая систематизировать реально подтверждённые факты, относящиеся к деятельности Приората Сиона.
Сторонники версии, что Иисус и Мария Магдалина были мужем и женой, основывались на священных книгах и еврейских традициях. Его ученики обращались к Иисусу «равви» (Ин. 11:8) — учитель, но раввины, законоучители, по иудейским законам должны были быть женаты. Потомки же царя Давида должны были стать родителями не менее чем двух сыновей. Евангелие от Иоанна (Ин. 11:2) повествует:
«Мария же, которой брат Лазарь был болен, была та, которая помазала Господа миро и отёрла ноги Его волосами своими».

В Святой Земле такое действо понималось недвусмысленно: это могла сделать только невеста потомка царского рода Давида. В Ветхом Завете и Давиду, и Соломону их невесты мазали голову миро и отирали ноги своими волосами.

Перуджино разоблачает миф о Магдалине-блуднице

В Евангелии Филиппа, имеющем статус апокрифа, версия о том, что Иисус был женат, изложена чётко:
«А верным другом Иисуса была Мария Магдалина. И любил Христос её более остальных учеников Своих, и лобызал её не единожды в уста её. Остальные же ученики, оскорблённые тем, осуждали Его. Говорили они Ему: почему Ты привечаешь её больше нас? Спаситель ответствовал им, и сказал так: почему же Мне не любить её больше вас? (Филиппа: 55)».

«Если некто в таинстве, таинстве брака, он — велик, ибо (без него) не будет мира. Ибо основа мира — человек, основа же человека — это брак (Филиппа: 60)».

В 1969 году в деревушке Ренн-ле-Шато, затерянной у подножия Восточных Пиренеев, были найдены четыре пергаменных свитка: от 1243 года с печатью Бланки Кастильской7; от 1608 года с печатью Франсуа Пьера д’Отпуля; от 1695 года с печатью Анри д’Отпуля; от 1753 года, подписанный каноником Жан-Полем де Негри де Фондаржаном. Ещё один документ был обнаружен в 1975 году, он хранится в Национальной библиотеке Парижа под шифром: 4 lm 249 в обыкновенной конторской папке, в которой можно обнаружить целую коллекцию разрозненных документов.
Среди документов, находящихся в папке, наибольшее значение исследователями придаётся генеалогическим схемам. Установлено, что подлинным автором схем является граф де Ленонкур, а не Анри Лобино, имя которого значится на титульном листе. Де Ленонкур является потомком графа де Ленонкура, одного из первых рыцарей «Ордена Полумесяца», основанного Рене Анжуйским, личным врачом которого был дед и воспитатель Мишеля Нострадамуса.
На генеалогических древах детально изображается история родов потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины. Это знаменитые семейства Сен-Клеров, Бланшфоров, Меровингов и Плантаров. О своём истинном происхождении Меровинги собирались объявить после установления своей власти, а они стремились к воссозданию обновлённой версии Франкского королевства в виде единой Европы.
Оглашение факта, что объединённой Европой правят потомки Христа, должно было вселить в европейцев религиозный энтузиазм и привести к религиозному ренессансу. Одна из многочисленных легенд, окружающих династию Меровингов, гласит, что святой Ремигий, крестивший в христианскую религию короля Хлодвига, предсказал, что власть его династии продлится до конца света.
Для освещения проблемы характера связи Нострадамуса с Приоратом, обратимся к персоналиям магистров Приората в интересующую нас эпоху. В документе в списке магистров мы находим (выделено авторами):

Иоанн VII (Рене Анжуйский) (1418—1480)
Иоанн VIII Сандро Боттичелли (1483 — 1510)
Иоанн IX (Леонардо да Винчи) (1510—1519)
Иоанн X (коннетабль де Бурбон) (1519—1527)
Иоанн XI (Фердинанд де Гонзага) (1527—1556), низложен
Мишель Нострадамус (1556—1566), регент
триумвират из высших членов Приората (1566—1575)

Рене Добрый не только был в течение 62 лет(!) магистром Приората Сиона. В 1418 году он упоминается как член ордена Белой Борзой, о котором неизвестно ничего. Предполагают, что это одно из обозначений ордена Сиона. Между 1420 и 1422 годами Рене фигурирует среди первых членов Ордена Верности, созданного герцогом Лотарингским. В 1448 году он основал свой собственный орден — орден Полумесяца, описанный как новая версия ордена Корабля. В 1269 году орден Корабля и Двойного Полумесяца основал Людовик IX Святой по инициативе знати, участвовавшей в Шестом крестовом походе в Святую землю.
Таким образом, в годы написания пророчеств Нострадамус был тесно связан с Орденом (регент с 1556 по 1566 годы). Мишель с раннего детства окунулся в духовный мир Приората. Его дед Жан де Сен-Реми был советником (пророком?) и астрологом Рене Доброго. С ранних лет Мишель воспитывался в доме деда Жана де Сен-Реми, который передал внуку сокровенные знания Сиона. Сегодня мы можем рассуждать о степени вымысла в этой истории, но факт, что в эпоху Нострадамуса эта идеология имела большую политическую силу, исключить нельзя, как и исторические свидетельства о близости деда Мишеля и самого пророка к Приорату Сиона.
Овеянная легендами, эпоха Меровингов и Каролингов воспринималась в средневековой Франции как «золотой век», подобный библейскому Израилю. Легендами окутано происхождение королевского рода. Одна из них гласит, что короли франков ведут свой древний род от троянцев, прибывших в древние времена на земли Галлии. Хроники Средних веков называют предками Меровингов последнего царя Трои Приама или героя Троянской войны, царя-путешественника Энея. Другая легенда повествует об иудейских корнях франкских королей. Согласно этой версии потомки иудейских царей после разрушения римлянами Иерусалима и Второго Храма в 70 году н.э. нашли приют в землях франков, где положили начало династии королей Меровингов. В роду Меровингов встречались ветхозаветные имена, например брата короля Хлотаря II звали Самсоном. Франков называли «длинноволосыми», подобно библейскому Самсону они носили длинные волосы.
Третья версия ведёт к путешествию Магдалины в Галлию и к сакральной тайне Святого Грааля. «Граалем», «королевской кровью» легенда называет сына Иисуса Христа и Марии Магдалины. Магдалина с ребёнком покинула Святую землю и нашла прибежище в Галлии, где потомство Христа пустило свои корни. Спасаясь от преследований, Магдалина высадилась около Марселя и до своей смерти прятала Грааль в пещере. Здесь проповедовала христианство и умерла в 63 году н.э. В XIII веке нетленные мощи Марии перенесли в Везеле, где воздвигли собор. Легенда рассказывала, что Меровинги вели своё происхождение от Иисуса, что с династией Меровингов связана загадка чаши Грааля («Грааль», «sang royal» — «королевская кровь»). Священный Грааль впервые упоминается 1180 году известным французским трубадуром Кретьеном де Труа в книге «Персеваль, или Легенда о Граале».
Рационалистическое осмысление библейской истории: ветхозаветной, новозаветной и грядущей.
Эрудит эпохи Возрождения оставался глубоко религиозным человеком, для которого смысл и направленность мировой истории состояли в духовном соединении Бога и Человека в едином Граде Божьем. Это было совсем иное, не современное нам, видение глобализации мира. Ренессанс — это феномен христианской культуры, в центре которой были поиски реформы Церкви и Священной империи, объединяющей христиан в одну семью.

Реформация Церкви, охватившая Европу в первые десятилетия XVI века
В королевской семье Ангулемов царило вольномыслие. Тётка Генриха II Маргарита Валуа Ангулемская, королева Наваррская (1492—1549), была бабушкой Генриха IV Наваррского. Её дочь, Жанна д’Альбре, воспитала сына в духе кальвинизма. Маргарита была одарена талантами, отличалась широкой образованностью, знала латинский, итальянский, испанский, немецкий и древнееврейский языки, оказывала большое влияние на высшее французское общество. Средоточием культурной жизни ренессансной Франции был и её двор в Наварре. В круг знакомых и друзей Маргариты Валуа входили Франсуа Рабле, Клеман Маро, Бонавентура Деперье. Она покровительствовала французским протестантам гугенотам (кальвинистам), оказывала им защиту. Весьма разнообразно было её литературное наследие, королева испробовала свои силы в различных жанрах. Франциск I благосклонно относился к тому, что его сестра покровительствовала религиозным исканиям французских гуманистов. В обществе Франциска уподобляли «французскому Геркулесу», античным богам, солнцу, распространяющему свет разума. Идеи ренессансного неоплатонизма вели к обожествлению короля, призванного осуществить идеал всеобщей любви и гармонии. Титул «отца образованности» дополнял титул «христианнейшего короля», защитника католической церкви. Сам же Франциск I решительно выступал против реформационного движения в королевстве.

Важнейшим для понимания Нострадамуса является не анализ знаменитых центурий, катренов, а прочтение его «Письма королю Генриху II»
Нострадамус, обращаясь к королю «Генриху Французскому Второму» (Henry Roy de France Second), называет его «Вторым королём» новой эпохи после отца-короля, применяя те же эпитеты, «христианнейший», «непобедимый», «могущественнейший», которыми интеллектуалы этой эпохи величали Франциска I. Генрих II продолжал религиозную политику своего отца и бескомпромиссно преследовал протестантов. В 1560 году аристократическая семья Гизов привезли в Амбуаз из Блуа молодого короля Франциска II, на которого планировалось нападение гугенотов. В Амбуазе над заговорщиками была учинена жестокая расправа.
Нострадамус, как ренессансный мыслитель, обладал свободой воли отстаивать свой взгляд на католическую веру и церковь. Его время совпало с мощным реформационным движением во всех странах Европы. Франция была охвачена религиозными войнами между католиками, сторонниками папского Рима, и гугенотами, присоединившимися к учению Жана Кальвина. Во Франции можно было встретить и лютеран, последователей реформы церкви, которую провёл в Германии Мартин Лютер.
Все эти актуальные проблемы нашли отражение в пророчествах Нострадамуса.
Ниже мы приводим выдержки Письма Нострадамуса Генриху II, которые следует рассматривать как наше толкование аллегорического текста, написанного литературным стилем интеллектуала Ренессанса. Полная расшифровка Письма нами уже подготовлена и будет представлена в последующих публикациях.
В центре внимания Нострадамуса — единая мировая история, которую он видит как христианский историк, в возвышении Церкви и Священной империи.
Нострадамус также призывает к церковной реформе, но его реформа направлена на реформацию Римской католической церкви, очищение её от пап, отошедших от «священства». Нострадамус начинает исторический экскурс с судьбы Римской империи, провиденциально предназначенной открыть историю Царства Божьего на земле, объединить все народы в единую христианскую семью (Послание Генриху II. 13). Октавиан Август в 27 году до н.э. принял титул Императора Цезаря Августа, через 15 лет — Великого понтифика19, во 2 году до н.э. — Отца отечества. Это время совпало с появлением загадочного небесного явления, которое согласно Евангелию, волхвы назвали Вифлеемской звездой, и рождением Иисуса Христа и новой эры.
«13. Поскольку Бог заметит долгую бесплодность великой дамы, и она, наконец, забеременеет двумя главными детьми. Но она будет в опасности, и девочка, которую она родит, тоже подвергнется смертельной опасности, из-за юношеского безрассудства, на восемнадцатом году жизни, и не доживёт до тридцати шести. Она оставит трёх мальчиков и девочку, и у этих двоих не будет одного отца».

«13. …Ибо Бог узрит долгое бесплодие великой дамы, которой впоследствии будут зачаты двое главных детей; но она угаснет; та же, что будет присоединена к ней, из-за юности возраста, угасая от смерти в 18 лет, не имея возможности перейти [рубежа в] 36 [лет], и оставит трёх мальчиков и одну девочку, и у двоих из них не будет единого отца».

«Поскольку Бог заметит долгую бесплодность великой дамы, и она, наконец, забеременеет двумя главными детьми…».

Причина «бесплодности» Римской империи [«великой дамы»] в её языческой культуре. Величие же империи в социальной задаче, решению которой римские императоры положили начало — это создание единого гражданского общества, земного Града, прообраза будущего августиновского Града Божьего, живущего евангельской жизнью по единому государственному закону, в котором частное право воздаётся в соответствии с публичным правом.
В 395 году Римская империя («Великая дама»), которая угасала, начиная с III века н.э., была разделена на две части — Западную и Восточную: «забеременела двумя главными детьми». В Средневековье в западных провинциях возникнет германский католический мир (цивилизация Запада), в восточных провинциях — греческий, православный мир (Византийская цивилизация).
«Девочка, которую она родит» [Западная Римская империя], будет в опасности.
Ослабленная Западная Римская империя угасала под натиском варваров. В 476 году, скивр по происхождению, начальник императорской службы Одоакр сверг последнего римского императора Ромула Августула. Одоакр (476—493) провозгласил себя «правителем Италии», а императорские инсигнии передал на Восток, в Константинополь Зенону, признав, таким образом, центр империи в Константинополе, как и планировал император Константин Великий, сделавший христианство государственной религией.

«Подвергнется смертельной опасности, из-за юношеского безрассудства, на восемнадцатом году жизни».
Одоакр разделил Италию со ставленником византийского императора Зенона остготским королём Теодорихом — «юношеское безрассудство». Теодорих вошёл в Равенну. Через десять дней после этого события Одоакр был собственноручно убит на пиру Теодорихом. Остготы захватили всю Италию. Правление Одоакра длилось 17 лет, с 476 по 493 годы.
Воспитанник византийского императора Зенона, король остготов Теодорих Великий (493—526) окружил себя советниками из римлян. Это были самые интеллигентные люди той эпохи: римский оратор Симмах, учёный, историк Кассиодор, философ Боэций. Они являлись представителями трёх главных отраслей умственной деятельности — права, философии и красноречия. Благодаря их работе были спасены многие литературные памятники античности. Преклоняясь перед эллинской культурой, Теодорих положил начало западноевропейским ренессансам, культурному движению, направленному на сохранение античных ценностей в христианском обществе.
Остготы были арианами (арианство было осуждено Вселенским собором в Никее в 325 г.). Будучи арианином, Теодорих установил свободу веры в стране, где большинство жителей были никенианами. Никенианкой была Эрелеува, мать короля, состоявшая в переписке с папой Геласием I. Теодорих относился терпимо и к нехристианским культам. Между христианами и иудеями Равенны произошла распря. Поскольку иудеи не желали креститься, были сожжены их синагоги. Подобные события произошли и в Риме. Король издал указ собрать деньги и
«восстановить сожжённые синагоги; те же, кто ничего не могли дать, должны были подвергнуться, по слову глашатаев, публичному позору. Предписание было дано Эвтариху, который довёл его до Киллиги и епископа Петра; так и было всё исполнено».

«Девочка» не доживёт до тридцати шести (до 536 года).

После смерти Теодориха Остготское королевство быстро стало клониться к закату. Зенон покровительствовал Теодориху, но через год после смерти короля остготов, в 527 году, на престол вошёл новый византийский император Юстиниан, который решил восстановить Римскую империю с центром в Константинополе. Остготское возрождение, в котором была потенция синтеза античной и христианской культуры, просуществовало только период правления Теодориха Великого в Равенне с 493 по 527 годы. В 535 году с молчаливого согласия остготского короля Теодахада была убита Амаласунта, дочь Теодориха Великого и Аудофледы, сестры Хлодвига I Меровинга, короля франков [одного из главных героев пророчеств Нострадамуса]. Амаласунта проводила провизантийскую политику создания единой Римской империи. По описанию Прокопия Кесарийского, она была красивой, образованной, владела латинским и греческим языками. Королева энергично взяла в свои руки бразды правления. В своей деятельности она руководствовалась советами Кассиодора. После смерти Теодориха, как пишет Прокопий Кесарийский, биограф Юстиниана, власть принял Аталарих, внук Теодориха по дочери, ему было восемь лет. Пока Амаласунта
«стояла во главе управления, ни один римлянин не был подвергнут ни телесному наказанию, ни конфискации имущества; равным образом и готам, которые под влиянием своей вспыльчивости и невыдержанности хотели проявить против них несправедливость, она этого не разрешала и даже вернула детям Симмаха и Боэция имущество, конфискованное у их отцов».

Всё это не нравилось готам, которые хотели, чтобы Аталарих правил ими согласно с варварскими обычаями». Император Юстиниан I (527—565) немедленно выступил мстителем за убитую и объявил остготам войну, затянувшуюся на 20 лет и закончившуюся падением Остготского королевства в 536 году. «Остготское возрождение» не было принято «варварским» германским большинством. «Слабенькая девочка» не получила «возможности перейти рубежа в 36 лет», т. е. 536 года.
«Она [«Великая дама»] оставит трёх мальчиков [Франкское, Остготское и Вестготское королевства] и девочку [Восточную Римскую империю], и у этих двоих не будет одного отца» [Отцы — Римский папа и патриарх Константинополя].
Здесь Нострадамус ведёт речь о вполне конкретных событиях второй эры в его тринитарной истории (эре Бога-Сына), которые уже были в ветхозаветное время (эра Бога-Отца), уже начали повторяться в третью эру — эру Святого Духа. Все его эры строго датированы, согласно, его собственным библейским (каббала) и астрономическим расчётам.
«19. И все древние религии засвидетельствуют почтение области Европы к северу от 48-й параллели. …Но такова природа их мощи, что придя к согласию и объединившись, станут непреодолимыми для вооружённых завоеваний».

По убеждению Нострадамуса, сила мощи «древних религий» (апостольского христианского благочестия) могла основываться только на единстве Церкви и светской власти. Новое возвышение Церкви в его циклической истории, предопределённой Богом, могло начаться только во Франции («области Европы к северу от 48-й параллели). В X веке во Франции монахами Клюнийского аббатства было начато активное движение за реформу церкви.
Это был протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Новая эпоха взаимодействия государства, церкви и общества была открыта, согласно Нострадамусу, Франциском Ассизским (1182—1226), основателем францисканского нищенствующего ордена. Он заменил идеал монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрёкшись внутренне от мира, остаётся в мире, чтобы среди него призывать людей к благочестию. Богатству материальному Франциск противопоставил богатство духовное. Любящий жизнь и людей человек, натура поэтическая, он своим состраданием и любовью охватил всю природу, одушевлённую и неодушевлённую, везде представлявшуюся ему, по словам его гимнов «Брату Солнцу», «Сестре Луне», «Брату Ветру», «Сестре Воде», «Брату Огню», «Матери Земле», и даже «Сестре Смерти», — его братьями и сёстрами.
Папа Иннокентий III одобрил образование святого ордена монахов-миноритов («меньших братьев», францисканцев) и ордена проповедников, основанного блаженным Домиником (братьев-доминиканцев). Когда он утвердил устав ордена, основанного блаженным Франциском Ассизским, то ему привиделось пророчество о появлении святого Доминика. Пророчества указывали, что «эти отцы будут опорой католической церкви». Оба ордена будут утверждены уже папой Гонорием III — Францисканский в 1223 году, Доминиканский в 1216 году. Флорентийский историк Виллани рассуждает, что Святой Франциск и Доминик явились Иннокентию III не случайно,
«ибо церковь Божия находилась под угрозой падения вследствие многочисленных заблуждений и грехов, вызванных отсутствием страха Божия, но блаженный Доминик вернул её на путь истинный своими проповедями святого учения и первенствовал в искоренении еретиков. Блаженный Франциск примером своей покаянной и смиренной апостольской жизни побуждал христиан избегать сладострастия и устремляться к покаянию и спасению. Не зря Эритрейская Сивилла предвещала возникновение этих двух святых орденов, говоря, что взойдут две звезды, которые осветят весь мир».

Братья францисканского ордена занимались миссионерской деятельностью. Нострадамус видит в деятельности францисканцев высшее понимание христианства, призыв вернуться к строгим нравам раннего христианства («древней религии»).
Новое прочтение историками легенды о Святом Граале не могло остаться без внимания современных священнослужителей. Подчёркивая «незнание [этими авторами] святоотеческого христианского учения», Л.Л.Регельсон отмечает, что книга Бейджента, Лея и Линкольна содержит ряд важнейших сведений. Согласно их исследованиям, с Приоратом был связан Нострадамус. Он участвовал в заговоре Гизов, имевшем цель восстановление династии Меровингов.33 Основатель дома — Клод Лотарингский де Гиз (1496—1550) был внуком Рене Доброго.
Высшей степени могущества Гизы достигли при короле Франциске II Валуа. В годы его правления Франсуа и Шарль Гизы фактически управляли Францией. В жестокой борьбе с протестантами они хотели реализовать сионистскую идеологию объединения всего католического мира во главе с королём, потомком Иисуса Христа.
Послание королю Генриху II, очевидно, написано Нострадамусом под влиянием провала плана Карла V Габсбурга, сохранить единство католической церкви и открыть программу преодоления раскола христианства реформой Церкви и Империи.
25 октября 1555 года Карл V отказался от Нидерландов в пользу сына Филиппа. 16 января 1556 года он сложил с себя испанскую корону, в том числе отдал Филиппу владения Испании в Италии и Новом Свете. Курфюрсты приняли его отречение и избрали императором Фердинанда лишь в феврале 1558 года. Нострадамус приступил к написанию своего послания французскому королю 14 марта 1557 и завершил 27 июня 1558 года.34 Карл V удалился в монастырь Юсте, где и провёл остаток жизни.
«54. Вслед за этим третий король Аквилона, прослышав о недовольстве народа главным титулом, создаст мощную армию и, бросив вызов традициям своих предшественников, вернёт почти всё в надлежащее место, и великий наместник мантии будет восстановлен в прежнем статусе. Но опустошенный и затем покинутый всеми, он обнаружит, что язычество разрушило Святая святых, и Старый и Новый Заветы выброшены и сожжены».

«Вслед за этим третий король Аквилона [Карл V Габсбург]…»

Последний император Священной Римской империи Карл V Габсбург (1500— сентябрь 1558), сын герцога Филиппа I Красивого и испанской инфанты Хуаны, родился во владениях отца в городе Генте в Нидерландах, на севере Европы (Аквилон). Ни один европейский король не обладал таким количеством титулов, как Карл V Габсбург. Он был коронован — король Кастилии и Арагона (Испания), король Германии (коронация в Аахене 23 октября 1520), Император Священной Римской империи (с 1519 по 1556). Карл был последним императором Священной Римской империи, официально коронованным папой и отпраздновавшим в Риме триумф (1530). Карл V ещё был жив, когда Мишель писал Послание Генриху II.
Отец Карла Филипп I Красивый много времени проводил в испанских владениях, Карл жил в Нидерландах. Его родным языком был французский. После смерти отца до 17 лет жил под покровительством своей тётки Маргариты Австрийской, правительницы Нидерландов. Нострадамус называет Карла V — «третьим королём Аквилона».
«…прослышав о недовольстве народа главным титулом [король — глава Церкви] создаст мощную армию и, бросив вызов традициям своих предшественников [протестантам-реформаторам], вернёт почти всё в надлежащее место…
[в Империю и Рим»].

В современной историографии Карл V рассматривается как крупнейший государственный деятель Европы, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей его времени.
Карл был императором в средневековом смысле этого слова, т.е. считал себя руководителем мировой политики, светским главой христианского мира, защитником католической церкви.38

Нострадамус в своих пророчествах не мог обойти вниманием противостояние между Французским и Бургундским домами Валуа, которое жёстко обозначилось в Столетнюю войну (1337—1453), когда бургиньоны (потомки Филиппа II Смелого) выступили на стороне Англии против французской орлеанской партии во главе с графом д’Арманьяком Бернаром VII (1407—1435). Против претензий Карла V на политическую гегемонию в Европе выступил Франциск I Ангулемский, отец Генриха II, адресата «Послания» Нострадамуса. Франциск I был сыном графа Карла Ангулемского, двоюродного брата короля Людовика XII, сына Карла Орлеанского. Его царствование ознаменовано продолжительными войнами с Карлом V Габсбургом (1521—1526; 1526—1530; 1535—1538; 1541—1544). Нострадамус осуждает внешнюю политику французского короля, которая, как и политика Генриха VIII Английского, способствовала разрушению Церкви и единства Европы.
Могущество Карла встревожило нового папу Климента VII (1523—1534), составившего против императора Священную лигу из Флоренции, Франции, Англии. Венеции и Милана. На этот раз Генрих Английский переметнулся на сторону папы против Карла. Вторая война также закончилась поражением антигабсбургской коалиции. Армия Карла V оказалась сильнее. Германские войска прорвались в Рим и подвергли город такому разорению, какого он не испытывал со времен нашествия варваров. Разрушение столицы христианства вошло в историю как «Разграбление Рима». Шарль де Бурбон участвовал в осаде Рима и погиб одним из первых при восхождении на стену города 6 мая 1527 года.
Разграбление Рима стало переломным моментом в истории папства. Потребовалось несколько десятилетий на восстановление утраченных позиций пап в Италии, однако в Европе политический престиж Ватикана был подорван навсегда. Разорённый город обезлюдел. Климент VII оказался в заточении за толстыми стенами Замка св. Ангела, а затем вынужден был покинуть Рим и признать Италию сферой влияния Габсбургов.
«…и великий наместник мантии [Римский папа] будет восстановлен в прежнем статусе».

Император Священной Римской империи решил начать реформу Церкви. Карл V понимал, что это единственный способ сохранить католицизм и единство веры. По его инициативе был созван XIX Вселенский собор католической церкви, открывшийся 13 декабря 1545 года при папе Павле III и завершившем работу во время понтификата папы Пия IV лишь в 1563 году. Вселенский собор в Триденте должен был устранить злоупотребления католической церкви и реализовать религиозно-политическую программу Карла V. Против программы императора выступил на этот раз папа Павел III. Тридентский собор оставил всё по-старому. Более того папа отозвал свои войска из императорской армии и вошёл в заговор с Францией. Большинство членов собора переехало за папой в Болонью, некоторые же, повинуясь приказанию императора, остались в Триденте.
Карл V решил приступить к церковной реформе собственной властью. 15 мая 1548 года на сейме в Аугсбурге было объявлено «временное положение» (интерим), которое должно было восстановить религиозное единство в Германии. Карла V поддержал Юлий III (1549—1555), преемник папы Павла. В 1551 году по просьбе императора Юлий III возобновил заседания Тридентского собора и вступил в лигу против герцога Пармы и Генриха II Французского. Среди членов этого собора появились представители как католической, так и протестантской партии. Но в реальности новый папа сделал мало, более того, он быстро примирился с протестантами и уже в 1553 году приостановил работу Собора. Сам папа удалился в свой роскошный дворец Вилла Юлия, построенный для него близ ворот «Порта дель Пополо». Там он проводил время с комфортом, возобновил традиции праздников и карнавалов в Риме. Великий наместник мантии [Римский папа] был «восстановлен в прежнем статусе».
«Но опустошенный и затем покинутый всеми, он [Карл] обнаружит, что язычество разрушило Святая святых [католическую Церковь], и Старый и Новый Заветы выброшены и сожжены [заменены протестантскими Библиями]».

В том, что Карлу V не удалось выполнить «святую задачу» Нострадамус винит и французского короля Франциска I, который поддержал «двух королей» Аквилона (Англию и Нидерланды). Следовало помочь «третьему королю Аквилона» в объединении государей, потомков Меровингов, в новую Священную Римскую империю, активизировать реформу Папской церкви перед опасностью господства лжепророков среди христиан.
«58. Вскоре должны произойти, могущественнейший из Королей, много событий, самых удивительных, но я не могу сообщить обо всех в этом послании. Однако, чтобы постичь некоторые ужасные события, они должны быть обозначены. Столь велики Ваши благородство и человечность перед людьми и благородство перед богами, что Вы единственный кажетесь достойным великого титула Христианнейший Король и единственный обладающий высочайшим авторитетом во всём, что связано с религией».

«58. Многие события самого поразительного свойства, о могущественнейший король, явят себя вскоре, но я не мог и не хотел уместить их все в это Послание. Но для того, чтобы понять некие события, ужасные удары судьбы, часть [их] должна быть изложена. Столь велики Твои величие и гуманность к людям и благочестие перед Богом, что Ты единственный представляешься достойным высочайшего звания Христианнейшего короля, коему высочайшие владыки всех религий должны воздавать [должное]».

«Вскоре должны произойти, могущественнейший из Королей, много событий самых удивительных, но я не могу сообщить обо всех в этом послании. Однако, чтобы постичь некоторые ужасные события, они должны быть обозначены».

Часть событий, связанных с господством Антихриста (Люцифера), который «опять станет принцем Ада, в последний раз», успел застать сам пророк.
Нострадамус умер 2 июля 1566 года в возрасте 63 лет. Адресат же Послания Генрих II, вероятнее всего, даже не успел познакомиться с текстом письма, завершённым Нострадамусом 27 июня 1558 года. Король трагически погиб 1 июля 1559 года на рыцарском турнире, организованном в день свадьбы дочери короля Елизаветы и сына Карла V Филиппа II Габсбурга. При сражении с графом Монтгомери у графа сломалось копье и древко, попав в глазное отверстие шлема Генриха II, выкололо глаз короля. 10 июля, жестоко страдая, Генрих II умер.
В 1557 году в Европу повторно пришла «английская потливая горячка»42. В Англии её пик, пришёлся на осень 1558 года. В конце августа 1558 года от «лихорадки» слегла двадцатилетняя камеристка королевы Джейн Дормер, а вслед за ней и сама Мария Тюдор. В октябре в Лондон пришли вести о смерти Карла V и его сестры. Филипп II был занят похоронами отца и войной во Фландрии, рядом с супругой не был, да и особо не стремился. 17 ноября 1558 года Мария ненадолго пришла в сознание, отслушала католическую мессу и тихо скончалась. После смерти Марии Тюдор в 1558 году к власти пришла её сводная сестра Елизавета Тюдор (1558—1603), восстановившая англиканскую церковь. Франция, опираясь на союз с Шотландией, пыталась свергнуть Елизавету, как незаконную дочь Генриха VIII. На английский престол была выдвинута королева Шотландии и Франции Мария Стюарт (1542 — 8 февраля 1587). Эти трагические события пришлись еще на время Нострадамуса. Мария была «тройная королева»: Шотландии с младенчества, фактически правила с 1561 года до низложения в 1567 году, королева Франции в 1559—1560 годах, как супруга короля Франциска II, и претендентка на английский престол.
Генрих II женил старшего сына на юной королеве Шотландии Марии Стюарт. Соглашение об этом браке было заключено ещё 27 января 1548 года, когда жениху и невесте было соответственно 4 года и 6 лет. 10 последующих лет Мария воспитывалась при французском дворе.
Во Франции после смерти Генриха II в 1559 году открылась эпоха регентства королевы-матери Екатерины Медичи в качестве матери болезненного пятнадцатилетнего короля Франциска II. Франциск II был слабым, больным юношей, и на первые роли во Франции вышли королева-мать Екатерина Медичи и Гизы — дяди Марии Стюарт. Гизы продолжали политику Генриха II — сторонника решительной борьбы с Англией. Амбуазский заговор в марте 1560 года устранил влияние Гизов при дворе, во Франции назревали войны католиков с гугенотами. Екатерина Медичи не желала обострять отношения ни с Англией, ни с гугенотами, на первых порах потворствовала французским протестантам.
В Шотландии также началась протестантская революция, значительная часть шотландской аристократии присоединилась к восставшим протестантам и обратилась за помощью к Англии. В Шотландию, в которой были французские войска, Елизавета I ввела англичан, которые встречались протестантами как освободители. Французы были осаждены в Лейте. 11 июня 1560 года скончалась Мария де Гиз, регент при Марии Стюарт в Шотландии. Эдинбургский договор, заключённый между Францией и Англией менее чем через месяц после её смерти, закрепил победу протестантизма в Шотландии, англо-шотландский союз и позиции Елизаветы I, как королевы Англии.
5 декабря 1560 года от тяжелой болезни умер Франциск II. Мария Стюарт возвратилась из Франции в Шотландию. Прибытие королевы-католички заставило шотландских протестантов ускорить оформление новой государственной церкви: парламентом страны были утверждены протестантский символ веры и дисциплинарный устав, объявлено о разрыве Шотландской Церкви с Римом и запрете католической мессы. Мария Стюарт была лишена трона в 1567 году, а в 1587 году казнена. После смерти Франциска II в 1560 году Екатерина Медичи стала регентом при десятилетнем сыне Карле IX, получив значительное влияние. Королева-мать переживёт не только мужа, но и трёх своих сыновей. От политики покровительства гугенотам она перешла к политике контрреформации. Религиозные войны раздирали Францию с 1562 по 1598 годы, начались они ещё при жизни пророка.
В 1563 году в Лондон вновь пришла чума и до 1603 года она терзала Англию пять раз. Самой жестокой была последняя вспышка в 1603 году, погубившая около тридцати тысяч жителей. В этом же году скончалась и английская королева Елизавета I, со смертью которой завершилась династия Тюдоров. Преемником своим Елизавета I назначила Якова I, сына Марии Стюарт, шотландской королевы, жены сына Генриха II, короля Франции.
«…Задрожат все Королевства христианские [католические], даже королевства неверующих [протестантские]. Войны и битвы будут страшные, и города, посёлки, замки и другие здания будут сожжены, опустошены и разрушены, прольётся много крови дев непорочных, будут насиловать женщин замужних, и вдов и грудных детей будут бросать на городские стены».

В 1618—1648 годах европейские государи развязали военный конфликт за гегемонию в Европе. В той или иной степени война охватила практически все европейские страны. Война началась как религиозное столкновение между протестантами и католиками империи, но затем переросла в борьбу против доминирования Габсбургов в Европе.
Тридцатилетняя война была одним из самых тяжёлых европейских конфликтов, по масштабам уничтожения людей и материальных ценностей, предтечей мировых войн XX века. Общие потери населения Европы за 30 лет, по разным оценкам, составили от 5 до 8 миллионов человек. Отдельные регионы Священной Римской империи, потерявшие от 20 до 45 % своего населения, были опустошены и долгое время оставались безлюдными.
В то же время население северо-запада и юго-востока значительно меньше пострадало от последствий боевых действий. На Вестфальском конгрессе 1648 года шведов обвинили в том, что они уничтожили почти 2 тысячи замков, 18 тысяч деревень и более полутора тысяч городов, сожгли и разрушили практически все металлургические и литейные заводы и рудные копи. Во всех армиях свирепствовали эпидемии, неизменные спутники войны. Постоянные перемещения солдат, а также бегство мирного населения приводили к тому, что болезни распространялись далеко от очагов заболевания.
Информация о многочисленных эпидемиях сохранилась в приходских книгах и налоговых отчётах. Вначале эта проблема проявлялась локально, но когда датская и имперская армии встретились в Саксонии и Тюрингии в 1625—1626 годах, количество заболевших стало быстро расти. Местные хроники упоминают о так называемой «венгерской болезни» и «главной болезни», которая идентифицируется как сыпной тиф. После столкновений Франции и Габсбургов в Италии север Апеннинского полуострова охватила бубонная чума. Во время осады Нюрнберга армии обеих сторон поразила цинга и сыпной тиф. В последние десятилетия войны Германия была охвачена постоянными вспышками дизентерии и сыпного тифа.
В ходе гражданских войн, вошедших в историю под названием Английской буржуазной революции, король Карл I Стюарт потерпел поражение, был предан суду парламента. 30 января 1649 года Карл был обезглавлен в Уайтхолле. В предсмертной речи заявил с эшафота собравшейся толпе:
«Я должен сказать вам, что ваши вольности и свободы заключены в тех законах, которые наилучшим образом обеспечивают вам жизнь и сохранность имущества. Это проистекает не из участия в управлении, которое никак вам не надлежит. Подданный и государь — это совершенно различные понятия».

Современники отмечают близкое к шоковому состояние толпы. Голову короля пришили обратно к телу, чтобы родственники имели возможность достойно проститься и похоронить его. Тело Карла было отвезено в Виндзор, где и было погребено 8 февраля в часовне Генриха VIII .
Новая страшная эпидемия, Великая чума (Great Plague), не заставила долго ждать и вновь охватила Лондон и Юго-Восточную Англию в 1664—1665 годах. На этот раз это была эпидемия бубонной чумы, в результате которой вымерла почти пятая часть полумиллионного населения Лондона, полностью остановилась деловая жизнь. Королевский двор и все, кто имел возможность уехать из города, перебирались в сельскую местность, где болезнь меньше косила людей. Однако горожане завезли чуму и в деревню. Так, в деревушке Эйм в Дербишире, куда чума была завезена с одеждой больных людей, несмотря на попытки крестьян полностью себя изолировать, чтобы предотвратить распространение болезни, из 350 жителей умерли около 300 человек. Современники пишут, что над Лондоном нависла мертвенная тишина. Лето было сухим и жарким, погода стояла совершенно безветренная. Все лавки и рынки были закрыты, по улицам ездили только «труповозки».
Чума отступила только в феврале 1666 года, поразив каждого третьего жителя 200-тысячного города. Но едва уцелевшие лондонцы перевели дух, как вслед за мором пришел огонь, как будто, для того, чтобы окончательно стереть Лондон с лица земли.
Причины пожара остаются неясны — современники обвиняли в поджоге католиков, хотя виной всему, возможно, была плохо прикрытая вьюшка. Как бы то ни было, но уже к полудню пылали половина Лондонского моста и триста домов в северной части города. К концу вторника из-за сильного ветра погибли собор Святого Павла и Гилдхолл, а фронт огня протянулся огромной дугой от Темпля до предместий Тауэра. Саму королевскую цитадель спас военный флот, разбомбивший близлежащие кварталы, но это была единственная удача пожарных. К счастью, в среду, когда судьба города была, казалось, предрешена, ветер неожиданно спал, и к пятнице пожар удалось потушить.
Спасать, собственно, было уже нечего: город представлял собой выжженную пустыню. Огонь поглотил 13.200 домов и 87 церквей. Ущерб был оценен в 10 млн. фунтов стерлингов, притом что годовой доход мэрии равнялся 12 тысячам фунтам. Пожар помог прекратить чуму, свирепствовавшую в городе.

Принц Ада продолжит свою работу в XVIII веке
21 сентября 1792 года низложен, предан суду Конвента и вскоре казнён на гильотине французский король Людовик XVI. После свержения республиканские власти лишили Людовика XVI титула короля и дали ему фамилию Капет (фр. Capet), по имени его предка Гуго Капета, основателя династии Капетингов, ветвью которой является династия Бурбонов. Именно эту дату называет Нострадамус «началом нового времени».
Расшифровав код Нострадамуса, мы смогли прочитать его «Письмо» к Генриху II, которое должно было, по убеждению самого Мишеля, быть понято «наихристианнейшим» и образованнейшим французским королём, воспитанным в ренессансной культуре.
Имеет ли наше открытие отношение к сегодняшнему дню? Самое прямое. Историческая наука как бы не хочет замечать очевидные факты: то, что происходит каждые, в среднем, тысячу лет является неизбежным течением событий.
В последнее в мире наблюдается неблагоприятная тенденция, свойственная для начала каждого нового тысячелетия. Мы привыкли говорить о возникновении, развитии и исчезновении прошлых цивилизаций. Однако мы со школьной скамьи усвоили, что в прошлом люди были менее совершенными, чем мы, представители новой европейской научно-технической цивилизации. В доказательство этому мы приводим наши научные достижения, позволившие стать хозяевами биосферы, начать освоение космоса, проникнуть в макро- и микро-материи, создать компьютерные технологии.
Однако в области строительства социальных отношений современная цивилизация не может похвастаться успехами, ведь XIX — начало XXI века стали пиком развития острейших социальных конфликтов.
Сегодня мы говорим о нарушении морали в области международного общежития, констатируем кризис семейных устоев. Общества раздирают мощные внутренние и внешние противоречия, подобные тем, которые уже имели место в прошлом.
Выделим три основополагающие причины этого социального коллапса:
1. Провозгласив торжество науки, люди нового времени не учитывают, что кроме энергий, которыми человек научился управлять, существует Абсолютный разум: вселенские энергии, управление которыми происходит по иным законам. Наши историки и политологи, играющие сегодня роль советников правителей государств («пророков кесарей»), разучились трактовать Библию и сочинения богословов, пророческую литературу, содержащие высшую мудрость о законах развития общества.
«Издревле славили старцев, ныне совсем забытых, вместе всходивших на Портик. …Ведь ничего не способен Разум постичь, коль выводит всё из своих лишь движений…», — предупреждал римский философ, христианский теолог и пророк Северин Боэций (ок. 480—525) во время смены эпох.

В 476 году пала Римская империя, её провинции заселили варвары-германцы, возникли новые государства и новый мир. Обе цивилизации, рождённые на обломках «великой дамы (п. 13 Письма Генриху II)» Римской империи пережили те же подъёмы и трагедии и исчерпали себя ко времени, когда писал свои пророчества Нострадамус.

2. Обществоведы (историки, политологи, культурологи) нового времени отвергли истину, что человеческое общество, подобно природе, развивается циклически. Культура, как и любой живой организм, рождается, входит в зрелое состояние и умирает. Подобно человеку, она может не получить развития и умереть в молодом возрасте, может быть поглощена (или убита) более сильными цивилизациями. После смерти культура оставляет «детей», которые создают новые «сыновние» культуры («дети великой дамы»).

3. Направленность развития общества современными политтехнологами определяется без учета основного закона — все общественные, природные и вселенские процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Был ли Нострадамус пророком?
Здесь мы бы применили к оценке гения Нострадамуса суждение одного из первых русских культурологов П. М. Бицилли, которым он охарактеризовал Иоахима Флорского:
«Он не был пророком в смысле прозорливца, обладающего интуитивным чутьём будущего, хотя и специализировался на предсказаниях, которым он и был обязан своей славой. Он не предугадывал будущего. …Он его знал так же хорошо, как и настоящее, потому что он его дедуцировал научно из прошедшего».

На наш взгляд, Нострадамус принадлежал к религиозному течению иоахимитов. Иоахим Флорский — аббат (ок. 1132—1202), основатель Флорской монашеской общины. По настоянию папы Климента III предал гласности свои пророчества, изложил их в трёх книгах: «Согласование Нового и Ветхого Заветов», «Десятиструнная Псалтирь» и «Толкование на Апокалипсис». Сторонник циклической истории, Иоахим считал, что события Ветхого Завета соответствуют событиям Нового Завета. Согласование времён он объяснял прохождением мира в соответствии с Божественным планом через три стадии. Первая эпоха ознаменовалась Ветхим Заветом (Откровением Отца), вторая — Новым Заветом (Откровением Сына), а третья будет Откровением Духа Святого. Из Откровения Иоанна Иоахим выводил, что таковым будет «Вечное Евангелие». Таким образом, Иоахим отрицал Конец света. Учение Иоахима было осуждено католическими Соборами. Имел славу пророка, но сам, однако, отказывался от этого звания. Он допускал лишь, что обладает неким даром распознавать знамения, расставленные Богом в истории и сохранённые в Писании.
Да и сам Нострадамус не считал себя пророком, подобным библейским прорицателям. В Послании сыну Сезару он объясняет:
«…Сын мой, хотя я упоминаю слово «пророк», я не хочу пока применять это почётное звание к себе. …Строго говоря, сын мой, пророк — это тот, кто видит вещи, далёкие от естественного восприятия людей» (Предисловие к пророчествам: 11).

То же самое Нострадамус пишет королю:
«Некоторые припишут мне то, чего у меня совсем нет» (Послание Генриху II: 8).

Пророки выходят к людям каждые 400—450 лет
Пророчества, являясь общественным и культурным феноменом, имеют свою циклическую историю. Великие пророки выходят на сцену лишь тогда, когда появляются какие-либо трудности. Они говорят о событиях, предшествующих смене устоявшегося мирового порядка.

• Первый период пророчества связан с откровениями библейских пророков. Ветхозаветные пророки передавали народу слово Бога-Отца. Согласно еврейской хронологии, первый период пророчества (включая беспророческий период) продолжался около 1260 лет. В этот период (XIII—I вв. до н. э.), были написаны Книги Ветхого Завета.
От пророка Малахии (V в. до н. э.), последнего еврейского пророка (12 книга Ветхого Завета в ряду малых пророков), до Иоанна Крестителя 400 лет не было великих пророков.
Книги Нового Завета содержат только одно пророчество Откровение Иоанна Богослова. Участь пророков не быть понятыми в своём обществе, но истина пророчеств становится ясной, когда прорицания сбываются (через 400 лет).
«…Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своём и в доме своём» (Мф. 13:57)

Люди не верят в гениальность предвидения человека, который находится рядом с ними.

• Второй период пророчества был открыт через 400 лет после апостолов, когда пророчествовать стали философы, историки, учёные-энциклопедисты, завершители античности.
Боэций (ок. 480 — 524) осуществил синтез античной философии и христианского богословия, подготовив почву для возникновения особого жанра литературы — исторического пророчества. Новый тип «пророка» — это учёный и философ, познающий Мировой порядок, в пророчестве которого происходит соединение провидения, как результата «божественного озарения», и познания человеком мироздания. Однако варварские народы, заселившие провинции бывшей Римской империи, не могли в то время воспринять неоплатонической философии Боэция, и пророки вновь умолкли, на этот раз на 200 лет. Первым религиозным историком-пророком стал бенедиктинский монах Беда Достопочтенный (ок. 672-735), предсказавший формирование нового «израильского народа» англов и перенесения центра священной истории в Европу. Через 400—450 лет после Беды о завершении эры Иисуса Христа в 1260 году и переходе к третьей эре Святого Духа пророчествовал монах Иоахим Флорский (1132—1202).

• Третий период пророчества примерно через 450 лет после Иоахима открыл Нострадамус, синтезировавший античную философию Боэция, христианскую теологию Иоахима Флорского, средневековую историографию Беды Достопочтенного и Григория Турского, еврейскую каббалу, астрологию (тогда она соединялась с астрономией) с модным тогда среди провансальских поэтов литературным стилем. В эпоху Ренессанса особым показателем талантливости автора являлось не только умение продемонстрировать высочайший уровень эрудиции, знание всей литературы всех времён, но и высокий уровень аллегории. Таинственный для современного человека аллегорический метод, напротив, в интеллектуальной среде того времени делал произведение простым и понятным, а его образы ясными и видимыми. Он возвещает рождение нового жанра исторического (научного) пророчества, которое исходит «из уст Духа Святого, обладающего высшей и вечной властью» (Предисловие Нострадамуса к пророчествам: 11).

• Новый научный интерес к пророчествам Нострадамуса возник через 400 лет, уже в наше время, когда человечество вновь оказалось перед «Страшным Судом» в аллегорическом и буквальном смысле.
Нострадамус смог охватить своим пророчеством историю длиной в 3780 лет.
Следуя тринитарной циклической истории, методом которой пользуется Нострадамус, из трёх эпох (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа), каждая из которых по 1260 лет, две уже завершились: первая до Р. Х., вторая от Р. Х. до 1260 года. Цифру 1260 Иоахим и Нострадамус взяли у Иоанна Богослова, предсказавшего, что Бог даст двум своим свидетелям (или одному) 1260 дней для нового пророчества (Откр. 11:3,4). Исторический метод Нострадамус заимствовал у Иоахима Флорского — это метод согласования событий трёх эпох. Каждый из периодов Отца, Сына и Святого Духа делится на семь частных эпох или времён (сроков). При этом каждые из этих времён и сроков взаимно соответствуют, но по длительности могут не совпадать. Эти времена предопределены свыше, в том числе планетами.
Все процессы третьей эры, в которую живёт Нострадамус, у него согласованы с библейской историей (первая эра) и мирской историей от Р. Х. до 1260 года (вторая эра). Из Откровения Иоанна (11:5—19; 12:1—17 и далее) Нострадамус вывел, что Суд Господень совершится ещё дважды: в конце эры Сына (до 1260) и в конце конца Духа (до 2520).
Каждая из эр содержит историю «тысячелетнего царства», время в которое мир меняется полностью:
«И увидел я новое Небо и новую Землю, ибо прежнее Небо и прежняя Земля миновали, и моря уже нет» (Откр. 21:1).

Каждая эпоха завершается страстями человеческими, которыми управляет Сатана, один из спутников Иисуса, убеждённый, что спасение человека обусловлено его человеческой природой, удовлетворением его плотских потребностей. Правда Иисуса — спасение человека в возвышении его духовной природы. В это тысячелетие люди возвращаются к духовным ценностям, происходит полная смена мира, утверждается новый миропорядок, согласно порядку планет — «новое Небо и новая Земля».

Каждую эру по окончании тысячи лет
«сатана будет освобождён из темницы своей и выйдет обольщать народы, находящиеся на четырёх углах земли, Гога и Магога, и собирать их на брань; число их — как песок морской. И вышли на широту земли и окружили стан святых и город возлюбленный» (Откр. 20:7, 8).

Борьба света (Святого Духа) и тьмы (Антихриста) продолжается, согласно Нострадамусу, в течение 300—400 лет после окончания «тысячелетнего царства». Своё путешествие в прошлое в Послании Нострадамус начинает с 395 года — года раздела Римской империи на две части: Западную и Восточную. Начался процесс создания новых цивилизаций и нового возвышения Церкви. В 1260 году Сатана вновь связан на 1000 лет до 2260 года. С 1792 года, по Нострадамусу, будет подготовлен переход к третьей эре Святого Духа.
3780 лет (1260+1260+1260) отпущено Творцом для соединения человека со Святым Духом (Богом). В третью эру, 1260 до 2520 года «народ Божий» будет находиться под водительством Святого Духа, пророки будут говорить от его имени. Первым таким пророком был Иоахим Флорский, на время которого пришлось окончание эры Иисуса Христа. Вторым пророком эры Святого Духа и Нового Евангелия был Нострадамус.
Такое отдаленное пророчество многих людей пугало и способствовало распространению обвинения Нострадамуса «в простонародье» в шарлатанстве. Но Нострадамус всего лишь применил для своего пророчества научный метод согласования циклов истории протяжённостью 3 780 лет.

Будет ли Конец Света?
Нострадамус не связывал «грядущий век» с Концом света. Пророк объясняет сыну:
«Будущее человеческого рода ещё неясно, но всё направляется непостижимым всемогуществом Бога, вдохновляющим нас не через ярость опьянения, не посредством безумного движения, а через влияние звёзд» (Предисловие к пророчествам: 3).

Нострадамус не исключает повторения циклов мирской истории:
«Согласно видимым суждениям звёзд, хотя мы и находимся в седьмом тысячелетии, которое завершает тысячу, мы приближаемся к восьмому, в котором расположен небесный свод восьмой сферы. В этом широтном измерении вечный Бог завершит революцию, и небесные тела вернутся к своим началам, и высшее движение сделает землю устойчивой и неподвижной для нас, и не отклонится она во веки веков, если не изменится Его воля» (Предисловие к пророчествам: 27).

Для обозначения своего убеждения, что человек не может управлять временем Бога «из вечности в вечность», Нострадамус использует нумерологию христианской каббалы. Сыну Сезару он говорит, что его «непрерывные пророчества …простираются от настоящего времени до 3797 года» (Предисловие к пророчествам: 19).
Нострадамус священного библейского времени использовал сокровенные цифры 3, 7, 9, 7.

• Число 3 — основополагающий библейский символ. В христианском понимании оно знаменует Божественное Триединство; Бог как властитель прошлого, настоящего и будущего (Откр. 1:8). Это число символизирует мировую структуру: три области Вселенной: небо, земля, преисподняя. Это число символизирует у Иоахима Флорского три стадии исторического развития, смену трёх эпох (Бога-Отца, Бога-Сына и Святого Духа) и вступление в третью эру совершенствования человека под водительством Святого Духа.
• Число 7 — это союз Бога и человека.
• Число 9 (3+3+3) — символизирует вступление «в вечность», божественную полноту после завершения эпохи Святого Духа (1260+1260+1260). Согласно мирскому времени Нострадамус будет пророчествовать до 2520 года от настоящего времени, когда осуществится союз Бога и человека.
• Нострадамус символизирует божественный план еще одной конечной цифрой 7.

Что нас ожидает в оставшиеся от третьей эры годы?
Эра, в которую мы живём, открыта в 1260 году. К 2016 году прошло 756 лет от новой третьей эпохи. Смена эпох (религии, культуры, установление нового мирового порядка), как и указал своими расчётами Нострадамус, завершилась в 1792 году, который стал «началом нового времени» (Послание Генриху II: 42). Это одна из немногих дат, которую рассчитал пророк в «грядущей истории». Любопытно, что в действительности современные историки связывают возникновение новой европейской цивилизации с Великой Французской революцией (1789—1799), которая открыла эру капитализма. Молодой капитализм, с его бурным развитием науки и техники имел прогрессивное значение, но около 2260 года сатана будет управлять миром, повторится еще один Страшный Суд, после которого в 2520 году вновь установится «новое Небо и новая Земля». Нострадамус говорит о необходимости более точных расчётов, с учётом расположения планет.
В начале третьего тысячелетия завершилась эра Рыб (ассоциируемая с христианством). На смену ей приходит новая эпоха Водолея, в которой будут господствовать учения, представляющие синтез различных вероучений и современных научных достижений. Эта эра у Нострадамуса ассоциируется с эпохой Святого Духа, когда все иноверцы придут к Единому Богу. Упорствующее в своём отпадении от Бога человечество должно пройти через Страшный Суд истории, чтобы опамятоваться и прийти «к истине», обратиться на Божьи пути. Однако до этого
«Антихрист опять станет принцем Ада, в последний раз. Задрожат все Королевства христианские, даже королевства неверующих, Войны и битвы будут страшные. …Так много зла придёт от Сатаны, принца Ада, что почти весь мир будет уничтожен и опустошен». «Однако, чтобы постичь эти события [все эти образы являются точным отображением Священных Писаний], они должны быть обозначены, — завершает обращение к королю Нострадамус (Послание Генриху II: 55—58).

Какие процессы подтверждают сегодня циклическую теорию Нострадамуса?

• Возникновение «империй Антихриста» (Послание Генриху II: 18, 23 и др.), как итог нового великого переселения народов в Европу. По расчетам Нострадамуса, антихристы приходят через 840—850 лет (п. 23). Вторжение Батыя в Европу произошло в 1238 году, в конце периода Иисуса Христа, но завоевать Европу ему не удалось. До Батыя эру великого переселения народов открыл предводитель гуннов Аттила, расчистивший путь для завоевания Европы германцами. Цель расселения варварских племен в умирающих цивилизациях их омоложение, возвращение к духовности. Но этому предшествует глобальная катастрофа и перерыв в эволюционном развитии.

• Перестройка полюсов развития.
«Страны, города, посёлки, королевства и области, которые откажутся от старых обычаев, чтобы обрести [политическую] свободу, но которые на самом деле будут ещё сильнее порабощены, будут втайне тяготиться свободой. Утратив веру в свою религию, они сначала повернут налево [к европейским буржуазным ценностям], только для того, чтобы повернуть направо [к православным ценностям]. Святость, в течение долгого времени попираемая, будет восстановлена в соответствии с ранними писаниями» (п. 27).

Можно предположить восстановление России в границах СССР. Налево на карте — США и Западная Европа; направо — Россия. Именно в таком формате утвердилась биполярная система во второй половине XX века. Подобным образом вернулись в лоно православной церкви в конце второй эры Болгария, Сербия, о чём повествует Нострадамус (п. 27).

«После этого Великий пёс, самый крупный из собак, пойдёт и разрушит всё, совершатся те же преступления, что совершались прежде» (п. 28).

Здесь Нострадамус говорит о разрушении городов и стран во время крестовых походов с целью реализации устаревших программ обустройства единого проевропейского мира, с целью установления политической гегемонии. Константинополь был захвачен во время IV крестового похода в 1204 году (+840), возможно война к 2040-м годам (или ранее), развязанная Антихристом в соединении с Сатаной (п. 55, 56).

• Нострадамус связывает перемены в мирской истории в конце каждого периода с предзнаменованиями: с астрологическими явлениями в течение периода в «семьдесят три года и семь месяцев»: кометы, солнечные затмения, землетрясения (п. 25). Всё это предскажет глобальную катастрофу. После этого срока «наступят величайшие перемены, падут королевства».
«Королевства, секты и религии претерпят столь серьёзные изменения, диаметрально противоположные нынешним взглядам, что, если я открою, что произойдёт в будущем, вышеупомянутые королевства, секты, религии и верования поймут, сколь мало это согласуется с тем, что рисовало их воображение, и осудят то, что в будущие столетия поймут и признают за истину» (Предисловие к пророчествам: 5).

Действительно, каждые 1260 лет мир в корне менялся, человечество ждут кардинальные изменения уже в ближайшие столетия.
Всякое письмо, тем более к главному государственному лицу, имеет цель. Кульминацию «Послания» Генриху II мы обнаружили в третьей части письма. Нострадамус находился под большим впечатлением разрушенного, с его точки зрения, лжепророками — идеологами протестантской Реформации, и светскими королями, «святого дела» Карла V Габсбурга и Приората Сиона, направленного на духовное единение христиан и реформу Римской церкви по апостольскому образцу (Единая вселенская Церковь). В полном расколе Церкви и Европы Нострадамус винит, в том числе, отца Генриха II — короля Франции Франциска I.
Итогом политических распрей христианских королей стало наступление «эпохи Ада» на земле с середины XVI века. Нострадамус пророчествует завершение этой эпохи Страшным Судом в середине XXVI века, вследствие которого погибнет почти всё человечество. «Спасённые» придут к Богу и Раю на Земле. Однако Бог даст людям ещё одну возможность избежать Страшного Суда в конце эпохи Святого Духа — «связать сатану», утраченную в середине XVI века при жизни Нострадамуса. Как регент Приората Сиона Нострадамус, очевидно, и сам немало трудился над созданием Единой христианской Европы.

Неизбежно ли перерождение общества?
Да. Это подтверждает современная наука. Прямой эволюции общественных систем к новому качеству нет. В условиях триединства природы, общества и человека развитие общества обладает принципом дискретности. Оно характеризуется продолжительными временными периодами, в которых система функционирует в относительно устойчивых состояниях, но при этом переход к новому состоянию осуществляется скачкообразно через неустойчивый период, характеризующийся перерывом в развитии. Дискретный переход от одного состояния общества в другое происходит неравномерно в пространстве и времени и переходные моменты могут иметь разную продолжительность во времени. Сегодня принцип дискретности в движении мировой истории обозначен учеными, но мы наблюдаем его применение в пророчествах Иоахима Флорского и Нострадамуса. Недостатки утвердившейся в западной социологии теории эволюции общества сегодня налицо: она не учитывает революционные изменения генетического кода, сознания, движения молодых народов, создания ими новых культурно-исторических типов, диалогов и конфликтов в межцивилизационном пространстве. Да и вряд ли какая научная теория это может всё учесть.

Что делать?
Задачи общества:
Подготовиться к бедствиям и событиям, описанным в библейских пророчествах — войнам, землетрясениям, наводнениям, эпидемиям. Наполнить библейские понятия и «времена» научным историческим содержанием.
Необходимо позаботиться о сохранении достояния науки и искусства современной цивилизации. Каждые почти 1000 лет культурные сокровища неизменно пропадают. Мы достаточно мало знаем о научных и культурных достижениях Древних Шумера, Египта, Вавилона. Мало что сохранилось от знаний царя Соломона. Скрыты на века были Свитки Мёртвого моря. Даже об античной цивилизации мы знаем не так много, как хотелось бы. Пропали культурные и научные сокровища Ангкор-Вата, индийской, индейских и китайской цивилизаций. Быть может, прошлые народы были недостаточно цивилизованны, поэтому не смогли сохранить свои достижения? Нет, индийские и китайские ученые 1500 лет назад считали без ЭВМ число «пи» до седьмого знака после запятой и лишь через двенадцать веков это научились делать снова в Европе. Ариабхата в это же время достаточно точно посчитал размеры Земли и Луны. Тогда в Европе с точки зрения науки не умели почти ничего. Как смогли построить Ангкор-Ват? Вряд ли это сооружение смогут повторить современные архитекторы, хоть и имеют лучшую технику. Тем более, не стоит даже пытаться предположить, что это возможно сейчас сделать без техники. И эти цивилизации не смогли сохранить своего культурного наследия. За 1000 лет до этого полностью пропали научные достижения Карфагена. Вряд ли наука о мореплавании финикийцев намного уступала признанным в дальнейшем историческим лидерам — испанцам. Вот и сейчас мы уже видим, как рушатся древнейшие памятники Ближнего Востока, как новые поколения в большинстве своём хуже оперируют научной терминологией и математическим аппаратом, оставляя эти умения узкому классу учёных, подобно как это было в древности и в Средневековье. Со временем же мир погрязнет ещё в более разрушительных войнах и бедствиях, чем сейчас.
Нам повезло — мы живём в относительно спокойном периоде. Однако нужно уже сейчас задуматься о страданиях будущих поколений, наших детей и внуков, как можно более сгладить их. Именно в этом и был смысл письма Нострадамуса своему королю. До казни французского короля Людовика XVI в январе 1793 года оставалось 235 лет. Нужно выработать иммунитет к обработке масс социальными инженерами, основной целью которых является неограниченная власть избранных. Народы будут сталкивать между собой, а самые главные достижения цивилизации будут достоянием горстки людей, перед тем, как исчезнут совсем. Это будет последствием морального разложения элит современного общества, выбравших для себя неверные цели — личное обогащение и власть.
Нужно срочно заняться социальными науками, расчётами событий циклической истории, изучением дискретных периодов во время смены исторических эпох. Человечество же занято производством оружия, войнами, прожиганием жизни и пропагандой удовлетворения страстей человеческих, что Нострадамус называет сатанизмом. Предупреждён, — значит защищён.
Мы понимаем — наши идеи сегодня не получат массовой известности, так как противоречат методикам политических элит по увеличению их власти, основанным на экономическом материализме. Тем не менее, все, о чем написано выше, есть политическая аналитика, полученная научным путем с помощью использования новейших методов исторического и культурологического исследования, математического моделирования и теории управления. На базе этих наук сегодня строится социальное прогнозирование. Мастера исторического пророчества в эпоху Ренессанса и занимались научным прогнозированием.
Удивительно, что Нострадамус до сих пор оказался непрочитанным.
Современная наука его отказывается изучать, считая мистиком. Между тем, сам себя пророком этот ученый не считал. Свои теории он строил на научных знаниях того времени, исходя из представлений о цикличности истории, заложенных в античной и ренессансной историософии и христианской теософии. Вместе с тем, кто сегодня считает Нострадамуса ученым и крупнейшим представителем культуры Ренессанса? Достаточно войти в социальные сети и изучить устоявшееся в обществе представление о Нострадамусе, который, кстати, одним из первых «спустил Град Божий с небес на Землю».
Нострадамус ввёл в свои пророчества научный метод согласования событий библейской (священной) и профанной (мирской) истории, понял цикличность исторического процесса, показав глубочайшие знания еврейских, арабских, византийских и европейских историографических источников, Святых Писаний, каббалы, астрологии и других наук. Нострадамус имел прекрасное образование, его друзьями были крупнейшие гуманисты Европы. Он был признан при королевском дворе Валуа, отличавшимся тогда высокой ренессансной культурой. При всём этом, Нострадамус остаётся в науке непознанным и непризнанным.
Не думаем, что читать Нострадамуса намного сложнее, чем Данте Алигьери, который, кстати, тоже был пророком. Во всяком случае, мы сочинения Мишеля Нострадамуса прочитали, расшифровали «код» его пророчеств. Теперь важно донести его до людей.

ISRTM

Добавить комментарий